В 2025 году целых 40% инженеров имеют неоконченное высшее образование. То есть почти половина студентов технических специальностей в свое время просто бросили альма-матер и ушли работать не по профессии. Неудивительно, что мы сейчас имеем острейший дефицит кадров в технических отраслях.
Система высшего образования против рыночных потребностей
Но вот парадокс, к которому мы пришли сейчас: студенты мучаются пять лет в университете, а образовательные программы безнадежно отстали от рыночных реалий. И свежеиспеченным выпускникам все равно приходится переучиваться с нуля на рабочем месте.
Вместе с экспертами в сфере архитектурно-дизайнерского образования мы решили разобраться, почему российское высшее образование теряет авторитет и по каким специальностям лучше пройти онлайн-курсы, чем тратить годы на университетской скамье.
Высшее образование 2025 года — это странное явление. Университеты продолжают готовить специалистов по программам, написанным для прошлого десятилетия, а работодатели разводят руками в поисках кадров.Никита Асадов, который регулярно сталкивается с выпускниками архитектурных вузов, поделился откровенными наблюдениями.
Никита Асадов, руководитель московского архитектурного бюро ASADOV:
—Каждое лето мы принимаем студентов на практику. Поначалу они всегда растеряны от темпа реальной работы. К третьему курсу им все еще преподают больше теории, чем практики.
Во-вторых, детальная документация — белое пятно. В вузах этому не обучают, а без этого навыка работать невозможно.
В-третьих, городское проектирование на концептуальной стадии — еще одна дыра в образовании. В университетах либо касаются поверхностно, либо игнорируют совсем.
А между тем вакансии требуют архитекторов, которые владеют всем этим быстро и качественно. После вуза таких навыков нет ни у кого. Замкнутый круг: выпускники не трудоустраиваются, а компании не находят подходящих специалистов.
Получается, что технологии и требования рынка эволюционируют стремительно, а образовательные учреждения плетутся в хвосте. За последнее десятилетие, пока уровни высшего образования функционировали по Болонской схеме, никому особенно не хотелось что-то кардинально менять.
Сергей Толкачев, профессор Финуниверситета, подвел неутешительный итог. По его мнению, эра четырехлетних «бакалавров металлургии» и «бакалавров электротехники» нанесла колоссальный ущерб реальному сектору экономики.Именно поэтому в феврале 2025 года Владимир Путин утвердил поправки в Указ о системе высшего образования. Короче говоря, бакалавриат и магистратуру упраздняют. Вместо них вводят три образовательных уровня:
- Базовое образование: возвращение к пятилетнему специалитету
- Специализированное образование: магистратура/ординатура/ассистентура
- Профессиональное образование: аспирантура
Правда, радоваться пока рано. Масштабное внедрение ожидается только после 2030 года, когда большинство вузов адаптируют новые программы. На данный момент к проекту присоединились всего 6 университетов по всей стране. И даже они не планируют мгновенный переход — каждый год постепенно будут переводить одну-две специальности.Почему такая медлительность? Университетская система высшего образования — это грандиозная государственная махина, которая не поворачивается по щелчку пальцев.
Рустем Ахияров, гендиректор онлайн-школы META Education, доктор технических наук:
—В значительной части учебных программ старших курсов используется устаревший образовательный контент — технологии, программное обеспечение, оборудование. А промышленность и гуманитарные сферы развиваются динамично. Процесс модификации учебных программ (ФГОС3+) затянут и не позволяет оперативно адаптироваться к рыночным запросам и потребностям работодателей. Аналогичная ситуация с обновлением лабораторной базы вузов — все привязано к бюджетному планированию, финансированию, тендерным процедурам. В лучшем случае цикл занимает календарный год.
Мы также пообщались с нынешними студентами архитектурных направлений, чтобы услышать их версию происходящего. Девушки подтвердили: университетских знаний категорически недостаточно для полноценной работы в дизайне интерьеров или серьезной роли в архитектурных проектах.
Дарья, г. Самара, студентка 3 курса направления «Дизайн интерьера»:
—Уже на первом курсе старшекурсники предупредили: ищите дополнительные курсы по дизайнерским программам. В учебном плане на них отводится мизерное количество часов, и разобраться просто нереально. На втором курсе убедилась на собственном опыте. Когда нас знакомили с ArchiCAD и 3ds Max, на семинарах мы механически повторяли преподавательские действия. Самостоятельной разработки не предполагалось. А программы сложнейшие, бездумное копирование бесполезно. Поэтому я вообще не поняла сути 3D-визуализации и начала искать онлайн-курсы для каникулярного изучения программы. В онлайн-школе потребовалось три месяца, чтобы освоить инструментарий и создавать хоть что-то похожее на работу дизайнера интерьеров. Оказалось, что я вовремя спохватилась — в следующем семестре для зачета требовалось создать полноценную 3D-визуализацию.
Кристина, г. Москва, выпускница 2023 года:
—Я училась на архитектора. Первые два года чертили исключительно вручную, а графические программы — особенно Revit — изучали крайне поверхностно. Однако с третьего курса от нас стали требовать чертежи, выполненные именно в этих программах. Тех крупиц знаний, которые мы успели почерпнуть за мизерное количество пар, катастрофически не хватало для создания целого проекта. Поэтому всей группой занялись поиском курсов по Revit. Нашли. Только благодаря им мы смогли продолжить обучение и находить приличные стажировки. На фоне основной массы студентов мы выглядели гораздо более подготовленными. Нас брали без долгих собеседований.
Выходит, университеты до сих пор дают элементарную базу, а рынок требует вместе с ней серьезных технических компетенций. Технологии в системе высшего образования не успевают внедрять на фоне скорости, с которой разгоняются реальные потребности рынка. Базой сегодня стали не только чертежи и материаловедение, но и владение профессиональным софтом. А вузы до сих пор не выстроили эту дисциплину на должном уровне.
Сколько стоит высшее образование
Давайте посчитаем реальную стоимость профессиональной подготовки, если приходится искать дополнительные курсы помимо университета.
- Годовое обучение в архитектурном вузе — около 250 тысяч рублей
- Полный четырехлетний бакалавриат обходится примерно в 1 миллион рублей
- Курс компьютерной графики — 30-40 тысяч рублей
На фоне миллиона рублей 30 тысяч выглядят не так драматично. И это наша реальность на ближайшие 10 лет, пока университеты будут модернизировать программы и внедрять технологический приоритет.
Попытки улучшений в вузовской среде
Справедливости ради, среди преподавательского состава немало энтузиастов, которые на своем уровне стараются передавать студентам актуальные знания.
Дарья, г. Самара, студентка 3 курса направления «Дизайн интерьера»:
Сейчас у нас преподает действующий дизайнер. Она демонстрирует материалы из своих проектов и дает задания из реальной практики. Мы таким образом понимаем клиентские запросы, что работает, а что провальная идея. Формируем насмотренность на современных интерьерах, а не на образцах 20-летней давности. Но это, видимо, зависит от личности — насколько преподаватель заинтересован в качественной передаче знаний студентам.
Да и государство вовсе не бездействует. Запускаются отдельные программы, в рамках которых стараются усовершенствовать процесс обучения. И это неплохой способ ускорить вливание новой информации в учебный процесс.
Рустем Ахияров, гендиректор онлайн-школы META Education, доктор технических наук:
Государство оказывает финансовую поддержку вузам для улучшения материально-технической базы, развития перспективных научных школ, прорывных и импортозамещающих технологий.
Примером служит программа «Приоритет — 2030» в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Цель — финансирование инициатив и стратегических проектов вузов для достижения технологического лидерства. Все ради роста компетенций исследовательских команд, внедрения новых продуктов и технологий в промышленность.
Также государство финансирует повышение квалификации преподавателей и их производственные стажировки для передачи студентам свежей информации.
При сотрудничестве вуза с крупными компаниями последние создают на своей территории базовые кафедры. Таким образом партнеры интегрируют учебно-лабораторные, научные, информационные, производственные и материально-технические базы.
В состав базовой кафедры предприятия входят его действующие сотрудники, обучающие студентов. Это позволяет адаптировать образование под рыночные запросы, уделять больше внимания реальным и прикладным вопросам. Также это повышает востребованность выпускников на рынке труда.
Кроме того, сотрудники производственных предприятий проводят открытые лекции и практические занятия, передавая знания, опыт успешной реализации проектов, демонстрируя образцы новейшего оборудования и программ.
Однако даже при таком подходе студенты ощущают информационный дефицит.
Дарья, г. Самара, студентка 3 курса направления «Дизайн интерьера»:
Например, обмеры практиковали всего один раз. Этого критически мало для освоения. Инженерные системы не изучаем вообще, хотя это важнейшая тема. Нам необязательно знать принципы их работы, но понимать их внешний вид, правила замеров и оформления интерьера без их повреждения — обязательно. Эту информацию приходится добывать самостоятельно: на дополнительных курсах по дизайну интерьеров, походах по салонам, поиске открытых лекций в салонах и выставочных центрах. Либо сами просим преподавателей осветить эти вопросы.
Недавно приобрела полноценный курс по дизайну интерьеров в онлайн-школе. Пока только начала изучение, но по первым лекциям уже понимаю — никакой воды, информация сжатая и конкретная. А еще предусмотрено много практики, которой в вузе даже в планах нет. Пройду курс и сравню: стоило ли вообще поступать в университет.
Понятно, что студенты хотят всего и побольше. Но возвращаясь к теме государственного контроля, надо признать — у преподавателей в определенном смысле связаны руки.
Получать ли высшее образование: кому действительно нужен диплом
Изучив мнения студентов, преподавателей и зная изнутри образовательную систему, мы считаем, что без университета действительно сложно. Но не во всех специальностях.
Архитекторы, инженеры и специальности с масштабной технической базой — им без вуза действительно никуда. Строительство нужно изучать поэтапно, с фундаментальных основ. Эта информация не теряет актуальности. А новинки и технологии можно получить на дополнительных семинарах, мини-курсах или непосредственно на практике.
Визуализаторы и дизайнеры всех направлений, включая интерьеры — это творческие профессии с относительно небольшим объемом технических навыков, которые к тому же изменяются при смене трендов. А новинки, технологии и особенно социальные перемены напрямую и стремительно влияют на потребительские запросы. Здесь критически важно развивать человеческие качества: эмпатию, гибкость мышления и широкий кругозор. А научиться создавать чертежи и планировки можно на обычных курсах.
Получить высшее образование дизайнера интерьеров необходимо разве что для формирования насмотренности и правильной коммуникации. Поэтому если одно высшее за плечами уже есть, то получить высшее образование архитектора или дизайнера в вузе вряд ли целесообразно. Современное онлайн-образование дает отличную базу плюс мощный нетворкинг, клиентов и партнеров.
Рустем Ахияров, гендиректор онлайн-школы META Education, доктор технических наук:
Развивается качество дистанционного образования и растет число онлайн-школ. Это позволяет осуществлять профессиональную переподготовку и повышение квалификации, используя актуальный и востребованный образовательный контент.
Онлайн-образование позволяет использовать все способы и инструменты эффективного обучения: видеолекции, текстовые конспекты, виртуальные лабораторные работы, виртуальные тренажеры, экзаменационные и тестовые вопросы, экзаменационные работы по реальным рыночным запросам и многое другое.
Что радует — авторами качественного образовательного контента все чаще выступают опытные преподаватели вузов, ведущие сотрудники производственных компаний, известные ученые.
На образовательных платформах действуют цифровые кафедры, позволяющие изучить понравившиеся курсы. Открытость, массовость, дистанционность онлайн-образования дает возможность обучения всем категориям людей — от школьников и студентов до взрослых сотрудников компаний.
Сейчас практически весь рынок профессий подвергается мощной перестройке благодаря развитию искусственного интеллекта и других технологий. Возьмем маркетинг и рекламу —здесь тренды и технологии меняются настолько стремительно, что даже новейшие курсы актуальны максимум год. Есть ли смысл учиться этим профессиям в университете? Вряд ли. В IT-сфере всё меняется еще быстрее.
Поэтому необходимо понимать реалии и сначала анализировать, что даст вуз именно вам. Как часто меняются тренды в профессии, в которой вы планируете развиваться. И только потом принимать решение о поступлении.